Юнит-экономика для селлеров: как рассчитать цену товара на маркетплейсах?

Юнит-экономика для селлеров: как рассчитать цену товара на маркетплейсах?

Для многих предпринимателей переход на маркетплейсы из традиционной розницы становится вызовом. Ценообразование здесь требует особого подхода: привычные расчёты не учитывают комиссии площадок, затрат на логистику и продвижение. Чтобы избежать убытков и гарантировать прибыльность продаж, важно разобраться с юнит-экономикой.

Юнит-экономика: что это и зачем нужна?

Юнит-экономика — анализ доходности одной единицы товара с учётом всех затрат. Она помогает:

  • Оценить прибыльность каждого товара;
  • Принять обоснованные решения по цене;
  • Определить стратегии продвижения и масштабирования.

Ключевые этапы формирования цены товара

1. Себестоимость товара

Это базовый элемент любой цены, который включает прямые (стоимость товара у поставщика и доставка или расходы на изготовление товара) и косвенные расходы (аренда, коммунальные услуги, износ оборудования).

Например, если закупочная цена диффузора — 300 рублей, доставка — 20 рублей, а затраты на упаковку — 30 рублей, то прямые издержки составят 350 рублей. Косвенные затраты рассчитываются пропорционально объёму производства.

2. Комиссия маркетплейсов

Маркетплейсы берут плату за размещение и продвижение товара, размер зависит от категории и схемы работы:

  • Wildberries — 3%-25%. Актуальный размер комиссий — в разделе «Тарифы» и в официальном Telegram-канале маркетплейса;
  • Ozon — 15%-22,5%. Подробнее — в «Базе знаний».
  • Яндекс Маркет — 2%-15%. Подробнее здесь.
  • Мегамаркет — 2%-20%. Обо всех видах комиссий здесь.

Важно: регулярно отслеживайте размер комиссий, так как они периодически меняются.

3. Логистика

Стоимость доставки зависит от схемы работы:

  • FBO (fulfillment by operator): товар хранится и доставляется со склада маркетплейса.
  • FBS (fulfillment by seller): вы храните товар сами, а площадка занимается доставкой.

Полезно:

С помощью калькулятора WB можно рассчитать расходы на логистику по размерам упаковки товара и выбранной схеме работы. А для расчёта цены воспользуйтесь калькуляторами от Ozon или Яндекс.Маркет.

4. Плата за размещение товара

За хранение товара на складах маркетплейсов взимается плата:

  • Ozon: бесплатно первые 30 дней, далее — 25 копеек за литр товара в день.
  • Wildberries: тарифы зависят от объёма товара и длительности хранения.

При росте объёмов часто выгоднее передать эту задачу фулфилмент-оператору или маркетплейсу.

5. Налоги

Размер налога зависит от вашего статуса (самозанятый, ИП или ООО). Например, для самозанятых ставка — 4–6%, для ИП на УСН — 6%.

6. Продвижение

Продажи напрямую зависят от видимости товара. На продвижение можно закладывать 5–15% от продаж. Это могут быть:

  • Внутренняя реклама;
  • Акции и распродажи;
  • Контекстная и таргетированная реклама.

7. Дополнительные расходы

К ним относятся:

  • Утеря или порча продукции;
  • Подарки покупателям;
  • Штрафы за несоответствие характеристик товара или нарушения правил площадки.

Например, в одном месяце у селлера может не быть затрат, связанных с браком продукции. А в следующем — покупатели вернут сразу 10 товаров из-за дефекта. В себестоимость эти затраты не включают, но учитывают в общей экономике бизнеса.

8. Сертификация

Для некоторых категорий товаров требуется обязательная сертификация:

  • На продукцию вроде диффузоров сертификат может предоставить поставщик, включив его стоимость в закупочную цену;
  • Для товаров вроде кормов для животных нужно проводить сертификацию самостоятельно через специализированные центры. Её тоже необходимо закладывать в цену.

9. Рынок и конкуренция

Исследование цен товаров из вашей категории позволяет определить оптимальное соотношение цены и качества. Если ваш товар дороже аналогов, нужно чётко объяснить клиенту, за что он платит больше: качество, эксклюзивность или сервис.

Выводы

Перед выходом на маркетплейс важно грамотно рассчитать юнит-экономику, чтобы избежать убытков и работать в плюс. Если хотите быть уверены в точности расчётов, доверьтесь профессионалам — команда TeamDeem поможет рассчитать юнит-экономику для любых категорий товаров.

Другие статьи

Наш менеджер подберет для вас самые выгодные условия
Оставьте свои контакты, и мы свяжемся
с вами в рабочие дни с 10:00 до 19:00