FBO — один из самых удобных и понятных способов организации продаж на маркетплейсе. В отличие от FBS, селлеру не нужно ежедневно собирать и отправлять заказы — маркетплейс берёт на себя хранение, доставку и обработку возвратов. В этой статье разберём, как работает схема FBO, какие нюансы есть на разных площадках (Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет) и как организовать бесперебойные поставки, чтобы увеличить продажи.
Что такое FBO?
FBO (Fulfillment by Operator) — схема сотрудничества, при которой продавец передаёт маркетплейсу ответственность за хранение товара, его доставку покупателю и обработку возвратов. Продавец, в свою очередь, занимается подготовкой товара: упаковкой, маркировкой и отгрузкой на склад маркетплейса. Это позволяет ускорить доставку и увеличить оборачиваемость товаров, и как следствие, прибыли селлера.
Советы перед первой поставкой по схеме FBO
Процесс поставки по модели FBO на большинстве маркетплейсов практически одинаков и включает следующие шаги:
- Проверьте вашу карточку товара. Убедитесь, что в ней содержится вся необходимая информация, включая качественные фотографии и подробное SEO-описание. О правильном заполнении карточки товара рассказали здесь.
- Создайте заявку на поставку. В личном кабинете продавца заполните данные о товарах, выберите склад, дату и время поставки.
- Убедитесь, что товар правильно упакован. Товар должен быть упакован и промаркирован в соответствии с требованиями выбранного маркетплейса.
- Выберите склад. Ознакомьтесь с картой складов маркетплейса и выберите наиболее подходящий вам по расположению и условиям.
- Доставьте товар на склад. Изучите коэффициенты приёмки на выбранном складе, чтобы оптимально спланировать дату и время поставки. Доставьте подготовленную партию товаров в выбранное время на указанный склад.
Особенности работы по FBO на различных маркетплейсах
Wildberries
На Wildberries схему FBO обозначают аббревиатурой FBW — Fulfillment by Wildberries.
Поставку на склад селлер может сделать тремя способами:
- короб,
- монопаллета (не более трёх артикулов на паллету),
- суперсейф (только для дорогостоящих товаров и ювелирных изделий).

Комиссия, стоимость хранения и логистики зависят от категории и габаритов товара, а стоимость приёмки — от её объёма и конкретного склада. Карту складов и их адреса можно найти в личном кабинете селлера, там же — в разделе «Тарифы» — можно ознакомиться с тарифами услуг FBW.
Ozon
На Ozon продавец может доставить товар на ближайший склад или воспользоваться услугой кросс-докинга — поставка товара в удобную для селлера точку приёма поставки, Ozon в данном случае сам доставит его на склад (есть ограничения по размерам).
Селлеру также доступен Виртуальный распределительный центр — на основе истории продаж, сезонности товара, участия в акциях, маркетплейс анализирует продажи и рекомендует оптимальное распределение товаров по регионам.
Хранение на складах Ozon платное, но предусмотрен бесплатный период — до 90 дней в зависимости от категории товара. Адреса складов Ozon здесь.
Продавец оплачивает вознаграждение за продажу (от 1 до 26% по FBO) и эквайринг (в среднем до 1,5% от стоимости товара).
Яндекс.Маркет
Схема FBO называется FBY (Fulfillment by Yandex). Суть не меняется: это та же самая доставка со склада маркетплейса.
- Склады Маркета расположены в 13 городах России. Ознакомиться со списком и выбрать подходящий для себя, можно здесь.
- Платить за хранение на Маркете необходимо только, если товар долго не распродаётся, поэтому выгоднее продавать товары со стабильным спросом и не делать поставки с большим запасом.
- Важно следить за индексом качества, который отражает своевременность и точность поставок на склады Маркета. Он же влияет на объём возможных поставок, и снижается из-за опозданий, поздних отмен, расхождений в количестве товаров и редактирования заявок менее чем за 48 часов до поставки.
Рекомендации для обеспечения бесперебойных поставок
- Мониторинг продаж. Регулярно анализируйте динамику продаж в личном кабинете маркетплейса, чтобы понимать спрос и своевременно пополнять запасы.
- Контроль остатков. Не допускайте обнуления остатков, это может негативно сказаться на ранжировании карточки товара.
- Доля локальных продаж. Следите за показателем локальных продаж (например, индекс локализации на Ozon) для оптимизации логистических затрат и расширения географии продаж.
- Сотрудничество с фулфилмент-операторами. Позаботьтесь о своевременной поставке товаров на склад фулфилмента для обработки товаров.
- Планирование закупок. Своевременно закупайте товары, чтобы избежать дефицита и сбоев в поставках.
Заключение
Работа по схеме FBO позволяет селлерам быстрее доставлять заказы до покупателей, сосредоточиться на стратегических задачах и масштабировании бизнеса. Однако для бесперебойных поставок по FBO важно грамотно подойти к упаковке, выбору склада и контролю остатков. Команда TeamDeem может взять эти задачи на себя: мы оформляем поставки, контролируем запасы на складах FBO и настраиваем рекламу — вам остаётся только сосредоточиться на развитии бизнеса.