Skip links

Логистические затраты
на маркетплейсах

Поставщик, который решает, выводить товары на маркетплейс или нет, должен составить и проанализировать бизнес-план, спрогнозировать объем заказов. Также необходимо просчитать расходы. Из-за специфики организации бизнес-процессов логистические затраты при торговле через интернет-агрегаторы могут быть существенными. При отсутствии должного планирования этой статьи издержек есть вероятность того, что проект станет убыточным.

В группу логистических затрат входят все виды расходов на обработку и доставку продукции:

  • забор и приемку товара;
  • организацию хранения;
  • сборку и упаковку заказов;
  • доставку груза получателю;
  • обратную магистраль;
  • обработку возвратов.

Факторы, влияющие на расходы

Стоимость складских и логистических операций зависит от исполнителей. При разных схемах сотрудничества это может быть сам продавец, маркетплейс или фулфилмент-оператор. Основные варианты взаимодействия:

  • FBO — продавец делегировал маркетплейсу хранение товаров, упаковку и доставку заказов;
  • FBS — продавец хранит и упаковывает продукцию самостоятельно, а доставку посылок поручает маркетплейсу;
  • DBS — продавец использует маркетплейс только для привлечения клиентов, а хранит, упаковывает и доставляет товары самостоятельно.

Логично, что хранение продукции на собственном складе — это одна цена, на территории оператора — уже другая.

Кроме того, в каждом из вышеперечисленных вариантов, помимо базовых операций, встречаются пункты, характерные только для этой формы взаимодействия. В одной схеме такие опции бесплатные, а в другой за работу нужно платить. Например, модель FBS предусматривает платную доставку скомплектованных заказов в пункт приема. В схемах DBS и FBO такой статьи расходов нет.

Стоимость операции зависит от нюансов ее выполнения. Например, два продавца продают одну и ту же книгу по модели DBS. Первый требует, чтобы оператор упаковал заказ в пупырчатую пленку. Второй хочет, чтобы книгу поместили в коробку. Поскольку цены на упаковочные материалы различаются, логистические затраты не могут быть идентичными.

Даже при продаже одного и того же товара через разные площадки расходы продавца на логистику будут отличаться.

Основные причины:

  • у маркетплейсов нет единых расценок и способов расчета. Например, Ozon тарифицирует по объемному весу, «СберМегаМаркет» — по количеству дней, в течение которых продукция находится на складе, а «Яндекс.Маркет» — по весогабаритным характеристикам товаров;
  • стоимость хранения и обработки заказов зависит от количества SKU и от оборачиваемости. Если товар в ТОП-категории и пользуется спросом, он высокооборачиваемый. Продавцы не платят за размещение такой продукции или экономят на хранении;
  • стоимость обработки и доставки заказов зависит от цены товаров и объема продаж. Условия характерны только для Ozon и «Яндекс.Маркет».

Как уменьшить логистические затраты?

В рамках взаимодействия с маркетплейсом большое значение имеет точный прогноз продаж. Излишки товара увеличивают затраты продавца на торговую премию, упаковку, доставку и хранение продукции. Чтобы исключить рост расходов, важно не допускать превышения прогнозируемых показателей продаж над реальным спросом. Поставляйте те товары, которое гарантированно будут продано.

Расходы увеличивает частота подсортировки склада. Всегда следите за тем, чтобы продукция была в наличии в достаточном количестве. Однако и в этом случае важен верный баланс. Если остатков мало, снижается трафик. Если много — возникает избыток продукции, и вследствие этого происходит переплата за хранение.

Стоимость упаковки партии в целом и единицы товара необходимо снижать любыми доступными способами.

Расходы на доставку, обратную магистраль и обработку возвратов зависят от географии продаж и процента выкупа. Проанализируйте рынок и выберите продукцию, которая будет иметь минимальный процент возврата от покупателей.

Стремитесь к сокращению ошибок, ведущих к увеличению штрафов. К ним относятся:

  • неверная упаковка товара;
  • пересортица;
  • превышение количества изделий в партии;
  • превышение по габаритам и весу;
  • неверное оформление документов, этикеток, маркировки.

Наши специалисты составят список индивидуальных методов оптимизации логистических затрат на основе анализа вашего бизнеса.

    Заказать звонок


    *-поля обязательные для заполнения.
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.