Skip links

FBO или FBS:
в чем отличия

Если вы планируете выйти на маркетплейсы самостоятельно, придется разобраться в ряде вопросов. Из нашей статьи вы узнаете, в чем разница между двумя основными моделями работы — FBO и FBS, в чем плюсы и минусы каждой, какие есть обязательные требования и как сделать правильный выбор.

Что такое модель работы на маркетплейсе?

Торговать на Ozon, Яндекс.Маркет, Willdberries или AliExpress можно по-разному. Площадки предлагают несколько моделей работы с разной глубиной делегирования процессов.

FBO — Fulfillment by Operator — фулфилмент оператора. Маркетплейс выполняет всю текучку:

  • хранение товаров;
  • обработка заказов;
  • сборка посылок и их упаковка;
  • доставка до конечного покупателя; 
  • работа с возвратами, их приемка и обработка.

От продавца требуется только вовремя привозить новые партии товара.

FBS — Fulfillment by Seller — фулфилмент продавца. Продавец самостоятельно выполняет следующие операции:

  • хранение товаров;
  • обработка заказов;
  • упаковка посылок и их маркировка.

Затем магазин приводит заказы на пункт приема, а доставка до конечного покупателя уже проходит на стороне маркетплейса. Работа с возвратами на FBS происходит по-разному, в зависимости от площадки или от стоимости товара. Часто возврат недорогих позиций обрабатывает маркетплейс, а дорогих — продавец.

Как выбрать правильно?

Когда вы выбираете между FBO и FBS, этот выбор не стоит оценивать как правильный или неправильный. Главное здесь — подходит он именно вашему товару и магазину или нет. Еще модели можно комбинировать — одну часть ассортимента продавать на одной, а вторую на другой.

Кому подходит FBO?

Эта модель работы вам подойдет, если у вас нет собственного склада для хранения товаров и ресурсов для обработки заказов.

Магазину нужно следить за товарными остатками на складе маркетплейса и вовремя оформлять новые поставки, чтобы товар не исчез с витрины. Складов хранения не так много, как пунктов приема заказов, поэтому посмотрите их адреса и условия, посчитайте стоимость логистики. 

При превышении определенного лимита времени маркетплейсы требуют оплатить хранение на своем складе. Если товар не продался в указанный интервал, начисляется комиссия. Поэтому ваш ассортимент должен быть высокооборачиваемым.

Кроме этого, у складов маркетплейсов есть ограничения в отношении определенных категорий товаров:

  • крупногабаритных (у каждой площадки свои значения);
  • продуктов питания, требующих особых условий хранения;
  • горючих и прочих материалов с присвоенной категорией опасности.

Кому подходит FBS?

На модели FBS магазин хранит весь товар у себя. Как только поступает заказ, продавец его подтверждает, собирает и отвозит в пункт приема. Доставкой уже занимается сама площадка.

Выбирайте эту модель, если:

  • у вас стабильно работающий интернет-магазин и вы самостоятельно принимаете и собираете заказы;
  • вы опасаетесь, что товар на чужом складе испортят;
  • маркетплейс не принимает ваш товар на хранение, но доставлять может;
  • вы не можете отвезти большую партию продукции на склад и «заморозить» ее там — это особенно проблематично, если вы работаете на нескольких площадках одновременно.

Требования к работе по модели FBO

Маркетплейс должен привезти товар покупателю в ценности и сохранности и не перепутать заказы друг с другом. Он не собирает их сам, поэтому выдвигает определенные требования.

Способ упаковки товара внутри коробки обязан обеспечивать сохранность: хрупкое и ценное нужно защитить от повреждения, сыпучее и жидкое — от проливания и просыпания. Чтобы посылка не потерялась, на нее обязательно наносят маркировку. Причем Ozon требует именно термоэтикетки — они печатаются на специальном принтере.

Подводя итог, можно сказать, что нет модели работы лучше или хуже. Есть те, которые вам подходят и не подходят. Для принятия решения нужно оценить возможности вашего магазина и характеристики товара.

    Заказать звонок


    *-поля обязательные для заполнения.
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.