FBO или FBS:
в чем отличия
Если вы планируете выйти на маркетплейсы самостоятельно, придется разобраться в ряде вопросов. Из нашей статьи вы узнаете, в чем разница между двумя основными моделями работы — FBO и FBS, в чем плюсы и минусы каждой, какие есть обязательные требования и как сделать правильный выбор.
Что такое модель работы на маркетплейсе?
Торговать на Ozon, Яндекс.Маркет, Willdberries или AliExpress можно по-разному. Площадки предлагают несколько моделей работы с разной глубиной делегирования процессов.
FBO — Fulfillment by Operator — фулфилмент оператора. Маркетплейс выполняет всю текучку:
- хранение товаров;
- обработка заказов;
- сборка посылок и их упаковка;
- доставка до конечного покупателя;
- работа с возвратами, их приемка и обработка.
От продавца требуется только вовремя привозить новые партии товара.
FBS — Fulfillment by Seller — фулфилмент продавца. Продавец самостоятельно выполняет следующие операции:
- хранение товаров;
- обработка заказов;
- упаковка посылок и их маркировка.
Затем магазин приводит заказы на пункт приема, а доставка до конечного покупателя уже проходит на стороне маркетплейса. Работа с возвратами на FBS происходит по-разному, в зависимости от площадки или от стоимости товара. Часто возврат недорогих позиций обрабатывает маркетплейс, а дорогих — продавец.
Как выбрать правильно?
Когда вы выбираете между FBO и FBS, этот выбор не стоит оценивать как правильный или неправильный. Главное здесь — подходит он именно вашему товару и магазину или нет. Еще модели можно комбинировать — одну часть ассортимента продавать на одной, а вторую на другой.
Кому подходит FBO?
Эта модель работы вам подойдет, если у вас нет собственного склада для хранения товаров и ресурсов для обработки заказов.
Магазину нужно следить за товарными остатками на складе маркетплейса и вовремя оформлять новые поставки, чтобы товар не исчез с витрины. Складов хранения не так много, как пунктов приема заказов, поэтому посмотрите их адреса и условия, посчитайте стоимость логистики.
При превышении определенного лимита времени маркетплейсы требуют оплатить хранение на своем складе. Если товар не продался в указанный интервал, начисляется комиссия. Поэтому ваш ассортимент должен быть высокооборачиваемым.
Кроме этого, у складов маркетплейсов есть ограничения в отношении определенных категорий товаров:
- крупногабаритных (у каждой площадки свои значения);
- продуктов питания, требующих особых условий хранения;
- горючих и прочих материалов с присвоенной категорией опасности.
Кому подходит FBS?
На модели FBS магазин хранит весь товар у себя. Как только поступает заказ, продавец его подтверждает, собирает и отвозит в пункт приема. Доставкой уже занимается сама площадка.
Выбирайте эту модель, если:
- у вас стабильно работающий интернет-магазин и вы самостоятельно принимаете и собираете заказы;
- вы опасаетесь, что товар на чужом складе испортят;
- маркетплейс не принимает ваш товар на хранение, но доставлять может;
- вы не можете отвезти большую партию продукции на склад и «заморозить» ее там — это особенно проблематично, если вы работаете на нескольких площадках одновременно.
Требования к работе по модели FBO
Маркетплейс должен привезти товар покупателю в ценности и сохранности и не перепутать заказы друг с другом. Он не собирает их сам, поэтому выдвигает определенные требования.
Способ упаковки товара внутри коробки обязан обеспечивать сохранность: хрупкое и ценное нужно защитить от повреждения, сыпучее и жидкое — от проливания и просыпания. Чтобы посылка не потерялась, на нее обязательно наносят маркировку. Причем Ozon требует именно термоэтикетки — они печатаются на специальном принтере.
Подводя итог, можно сказать, что нет модели работы лучше или хуже. Есть те, которые вам подходят и не подходят. Для принятия решения нужно оценить возможности вашего магазина и характеристики товара.