Skip links

Что такое фулфилмент
и как обстоят дела
на отечественном рынке?

Отлаженное движение товарных потоков, безупречный клиентский сервис, своевременная доставка — главные составляющие любого успешного бизнеса, особенно в сфере e-com, которая развивается бешеными темпами. Потребители переходят в онлайн и большую часть покупок делают в интернет-магазинах и маркетплейсах. Поэтому важно правильно организовать все процессы и складские операции, чтобы клиент в итоге был доволен и оставил положительный отзыв. Но самостоятельно сделать это довольно сложно, особенно на старте. Нужно много финансовых ресурсов и временных затрат. Здесь на сцену и выходит фулфилмент.

Фулфилмент (от англ. fulfillment, что дословно означает воплощение заказа) — комплекс логистических услуг на аутсорсинге. В русском нет полноценного аналога, поэтому слово вошло в обиход без перевода. Суть в том, что оператор-посредник берет на себя всю работу с товаром — от хранения на складе и обработки всех поступающих заказов до упаковки и доставки конечному заказчику. В итоге владельцы бизнеса занимаются только раскруткой, привлечением новой целевой аудитории, увеличением количества заявок и другими непосредственными задачами, а вся остальная работа по организации и перемещению грузов ложится на плечи фулфилмент-оператора.

Выгоды такого подхода для бизнеса вполне реальны и ощутимы:

  1. Можно доставлять товары без вложений в логистику и задержки сроков.
  2. Не нужно арендовать склад и нанимать дополнительных работников, чтобы заниматься отгрузкой.
  3. Владелец минимально участвует во всех процессах и сосредоточен только на наращивании продаж и маркетинге.

И предприниматели реально ценят все эти плюсы, что подтверждает статистика. По данным Data Insight, в 2021-м объем рынка фулфилмента в России составил 186 млн отправлений и 41,8 млрд рублей. С 2018-го среднегодовой темп роста — 66 %. Примерно каждый 7-й заказ доставлен с помощью фулфилмента.

Рис. 1. Количество посылок, отправленных фулфилмент-операторами

Для кого актуален фулфилмент?

Ответ простой: для всех, кто хочет сократить издержки на логистику и вывести обслуживание клиентов на новый уровень. Сейчас активнее всего данной услугой пользуются:

  • интернет-магазины разного профиля — и специализированные, и с широким разноплановым ассортиментом;
  • оптовики, которым нужно оптимизировать сбыт без ущерба для сроков и качества сервиса;
  • предприниматели, торгующие с другими странами и стремящиеся снизить логистическую нагрузку;
  • инвесторы из-за рубежа, которым проще доверить работу с грузами местному оператору.

Что входит в комплекс услуг в рамках фулфилмента?

  • Прием и хранение товаров на складе, маркировка и внесение данных в систему учета.
  • Сбор и обработка заявок, ответы на звонки и обращения покупателей.
  • Прием оплаты и проверка ее наличия на определенном счете.
  • Комплектация, упаковка заказов, в том числе сбор отдельных позиций с других складов при необходимости.
  • Доставка товара по назначению.
  • Работа с закрывающими документами.
  • Приемка возвратов, включая проверку качества и целостности товара.
  • Разбор случаев недовольства покупателей.

Есть и дополнительные услуги, которые можно заказать плюсом к основным:

  • кол-центр — справочная служба обеспечивает входящую и исходящую связь;
  • трекинг по разным направлениям — отслеживание отправлений по всему маршруту и корректировка статусов заказа;
  • маркетинговые операции — проведение исследований, управление кампаниями и программами лояльности;
  • фото- и видеосъемка для сайта — создание профессионального контента для представления товаров и услуг;
  • факторинг — помощь для тех компаний, которые работают по схеме с отсрочкой платежей;
  • подготовка и реализация рекламных материалов для разных каналов продаж.

Уточнение: на аутсорсинг можно отдать отдельные операции, необязательно заказывать комплекс работ.

Как принимаются товары?

Фулфилмент-оператор получает товарные позиции и размещает на своем складе. Причем все они принимаются поэкземплярно, на каждый товар клеится штрихкод, затем идет сортировка по артиклю, а при необходимости и взвешивание. Всё фиксируется на камеру, чтобы быстро решать любые возможные споры о качестве упаковки, недостаче или излишке наименований.

Как организуется хранение?

Тут есть свои нюансы. Не все типы товаров оператор может хранить на своих складах. Под запретом продукция, которую по закону нельзя продавать удаленно, например табак, алкоголь, лекарства. Любые скоропортящиеся позиции (фрукты, цветы) тоже в стоп-листе. Зато можно хранить продукты питания с сертификатами качества и собственной упаковкой. Оператор подыскивает подходящее место с учетом специфики, некоторые изделия даже располагаются в специальных зонах.

Как осуществляется упаковка?

Оператор предлагает прочные, удобные и недорогие материалы, не утяжеляющие груз. И использует специализированное оборудование, чтобы автоматизировать и максимально ускорить процесс. А главное — точно знает, как правильно подготовить тот или иной товар к отправке, чтобы избежать повреждений и соблюсти требования тех же маркетплейсов.

Когда заказ собран и упакован по всем правилам, фулфилмент-оператор сам передает его службам доставки и отслеживает движение до конечного получателя. По сути, задача владельца бизнеса — просто предоставить товар, и можно закрыть вопрос с логистикой.

    Заказать звонок


    *-поля обязательные для заполнения.
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.